Телефон: 8(71651) 26 425
e-mail:
akimat_rodina@akmol.kz
Инфраструктурное развитие
5.1. Развитие транспортно-логистической инфраструктуры
1. Развитие автомобильных дорог
С целью повышения уровня развития макрорегионов, в том числе
городов-хабов в рамках данной Программы, а также Государственной
программы развития и интеграции инфраструктуры транспортной системы
Республики Казахстан, до 2020 года предусмотрены меры по сокращению
физических и «экономических расстояний» между регионами, в первую
очередь между формирующимися городами-хабами, которые улучшат
инфраструктурную обеспеченность, доступность транспортных
коммуникаций внутри макрорегионов и их связь с окружающими районами и
ключевыми рынками.
Для создания эффективной межрегиональной сети автодорог,
связывающих Астану с регионами по «лучевому» принципу, в период с 2015
по 2020 годы будет построено и реконструировано более 6,7 тыс. км 1-ой и 2-
ой категорий автомобильных дорог.
Учитывая особенности и перспективы формирования системы
пространственного развития Казахстана по «лучевому» принципу, будут
реализованы следующие проекты:
Проект «Центр-Юг» по направлению «Астана - Караганды - Балхаш -
Алматы» позволит соединить два крупных хаба Астана и Алматы через
города Караганды и Балхаш, и, соответственно, центрально-восточный
макрорегион с южным, который даст толчок к расширению возможностей
транзитного потенциала сухих портов приграничных территорий,
увеличению экспорта на внешние рынки, повышению качества транспортно-
логистических услуг. Автомобильная дорога будет переведена в 1-ую
техническую категорию с цементо- и асфальтобетонным покрытием,
среднесуточная интенсивность по данному направлению составляет свыше
10 тыс.авт/сут. Учитывая экономическую значимость данного направления,
которое обеспечит качественное соединение южного региона с центром,
севером и востоком, в перспективе ожидается рост интенсивности
автотранспортных средств до 15 тыс.авт/сут в связи с ростом населения в
городах-хабах. Проект будет завершен в 2019 году.
Проект «Центр-Восток» по направлению «Астана - Павлодар - Калбатау -
Усть-Каменогорск» предполагает обеспечить качественную транспортную
связь между городами Астаной и Усть-Каменогорском через населенные
пункты Павлодар и Калбатау, что будет способствовать привлечению
транзитных грузов, экспорту отечественных товаров, развитию туристского
кластера. Автомобильная дорога будет переведена в 1-ую и 2-ую технические
категории с цементо- и асфальтобетонным покрытием. Наибольшая
среднесуточная интенсивность приходится на участок Астана - Павлодар
(свыше 9 тыс. авт/сут), на участке Павлодар - Семей - Калбатау - Усть-
Каменогорск среднесуточная интенсивность составляет свыше 5 тыс.авт/сут.
Проект будет завершен в 2019 году.
Проект «Центр-Запад» соединит Астану с западными регионами, тем
самым будут созданы условия для увеличения грузооборота между
центральными и западными регионами, их кооперации, интеграции
перевозок автомобильного, морского и железнодорожного транспорта,
откроет новые рынки для отечественных товаров через казахстанские
морские порты. Автомобильная дорога будет по отдельным участкам
переведена во 2-ую техническую категорию с цементо- и асфальтобетонным
покрытием, среднесуточная интенсивность в перспективе составит до 9
тыс.авт/сут. Проект будет завершен в 2020 году.
Наряду с завершением строительства международного транспортного
коридора «Западная Европа - Западный Китай» будут реализованы в 2015 -
2017 годах проекты по строительству и реконструкции следующих
автомагистралей: Капшагай - Калбатау, Астана - Петропавловск - гр.РФ,
Кызыл орда - Жезказган - Караганды, Ушарал - Достык, Уральск - Каменка,
Актобе - Атырау - Астрахань, юго-западный обход г. Астаны.
Проекты по реконструкции автодорог «Уральск - Каменка - гр. РФ»,
«Актобе - Атырау - Астрахань» будут способствовать развитию западного
макрорегиона в целом и стимулировать экспорт отечественных товаров на
российские рынки путем сокращения транспортных издержек в
себестоимости продукции, так как увеличится средняя скорость движения,
сократится время в пути.
Реконструкция автодороги «Ушарал - Достык» даст стимул для развития
туризма в регионе, будет способствовать увеличению объемов транзита с
Китаем, притоку туристов к озеру Алаколь и Алакольскому природному
заповеднику.
Реконструкция автодороги «Кызылорда - Жезказган - Караганды»
соединит южный макрорегион с северным макрорегионом и будет
способствовать естественной миграции населения с густонаселенного юга на
север страны.
Будут также реализованы автодорожные проекты в рамках
Государственной программы развития и интеграции инфраструктуры
транспортной системы Республики Казахстан до 2020 года, а также проектов
ГЧП в автодорожной отрасли, в том числе при строительстве объездных
дорог городов Алматы (БАКАД), Шымкента и других крупных городов,
расположенных на транзитных направлениях.
Реализация проектов будет осуществляться совместно с международными
финансовыми организациями (далее - МФО) для освоения лучшего
международного опыта, улучшения качества услуг и привлечения
современных технологий в сектор автодорожного строительства.
Реконструкция автомобильных дорог республиканского значения в
рамках настоящей Программы соединит макрорегионы в единую целостную
систему качественным автомобильным сообщением, это позволит сблизить и
взаимно развивать макрорегионы и города-хабы, а также улучшить трудовую
миграцию и создаст комфортные условия для передвижения граждан.
Эффект от реализации проектов будет достигнут за счет экономической
выгоды от сокращения транспортных издержек в себестоимости продукции
для каждого региона страны, связанных между собой по «лучевому»
принципу, увеличения скорости межрегиональных перевозок и,
соответственно, сокращения потери времени в пути и эксплуатационных
издержек пользователей дорог, а также снижения количества ДТП. В период
инвестиционной фазы проектов будет создано около 200,0 тыс. рабочих мест.
2. Развитие железнодорожного сектора и логистики
В 2016 году планируется ввод в постоянную эксплуатацию
железнодорожной линии «Жезказган - Бейнеу», которая свяжет между собой
центр и запад страны. Ввод данной магистрали обеспечит формирование
кратчайшего железнодорожного сообщения из Центрального Казахстана в
порт Актау, до границы с Туркменистаном и в страны Персидского залива и
в основном сформирует каркас железных дорог страны.
Для создания благоприятных условий по увеличению грузовых перевозок
внутри страны и грузооборота в направлении Ирана, Китая, России, страны
ЕС будут реализованы проекты по ликвидации «узких» мест в организации
движения поездов на юге и соединения транзитных узлов на западе.
В этих целях предусматривается строительство железнодорожной линии
«Боржакты - Ерсай», паромной переправы в порту Курык и сплошных
вторых путей с электрификацией на участке «Алматы-1 - Шу».
В 2014 году начато строительство железнодорожной линии «Боржакты -
Ерсай», соединяющей пор г Курык с железнодорожной магистралью, которое
завершится в 2015 году. Строительство железнодорожной линии «Боржакты
- Ерсай» обеспечит в 2019 году объем перевозок порядка 3,6 млн. тонн груза.
Развитие железнодорожной инфраструктуры обеспечит устойчивый
грузопоток, а также транспортное обслуживание развивающихся производств
в районе порта Курык, таких как судостроительный и судоремонтный заводы
и завод металлоконструкций.
Многофункциональность паромной транспортной системы позволит
увеличить товарооборот с соседними прикаспийскими государствами (Иран,
Азербайджан) для обеспечения грузами, необходимыми для западного
региона страны, таких как: товары народного потребления, оборудование,
строительные материалы и т.д.
Реализация проекта паромной переправы в порту Курык с завершением в
2016 году откроет возможность организовать морскую транспортировку
генеральных и наливных грузов без расходов по перевалке в портах
отправления и назначения с диверсификацией маршрутов экспорта нефти и
нефтепродуктов казахстанских грузоотправителей.
В результате у Казахстана появится два полноценных морских порта.
Общий объем перевалки грузов через порты на Каспийском море составит
порядка 25 млн. тонн к 2020 году, в том числе паромный комплекс Курык
обеспечит объем перевалки грузов до 4 млн. тонн.
Для повышения эффективности перевозок будет реализован проект по
строительству сплошных вторых путей с их электрификацией на участке
Алматы-1 - Шу с завершением в 2016 году, что позволит повысить скорость
движения, сократить время следования поездов, увеличить пропускную и
провозную способность участка.
Так, строительство вторых путей позволит повысить провозную
способность грузов с 25 млн. тонн до 80 млн. тонн. Время следования
поездов на данном участке сократится почти в 1,5 раза.
В целом, по проектам железнодорожного сектора и логистики количество
созданных рабочих мест в период строительства составит около 2 тыс.
человек, а при постоянной эксплуатации - 500 человек.
Кроме того, в целях увеличения транзитного потенциала южного
макрорегиона планируется строительство железнодорожной линии в обход
железнодорожного узла станции Алматы с использованием механизма ГЧП.
В целях увеличения пропускной способности аэропорта Астаны в два раза
и снятия ограничений с операционной деятельности авиакомпаний, а также
удовлетворения потребностей пассажиров в феврале 2015 года начаты
работы по расширению терминала аэропорта города Астаны и реконструкция
ВПП, которые будут завершены в марте 2017 года. Реализация данного
проекта позволит удовлетворить растушую потребность столицы в
авиаперевозках в связи с подготовкой и проведением Международной
специализированной выставки ЭКСПО-2017.
Реализация данной программы будет гармонично дополнять пути
достижения целей, определенных Государственной программой развития и
интеграции инфраструктуры транспортной системы Республики Казахстан
до 2020 года, которые нацелены на обеспечение экономического роста,
увеличение транзитного и экспортного потенциала страны путем высокой
интеграции автомобильных и железнодорожных линий внутри страны.
5.2. Развитие индустриальной инфраструктуры и инфраструктуры
туризма
Формирование единого внутреннего рынка невозможно без развития
промышленности как в макрорегионах, так и городах-хабах. Для
сбалансированного развития промышленности во всех макрорегионах
необходимо создание равных возможностей со стороны государства.
Поэтому инфраструктурная поддержка секторов обрабатывающей
промышленности является одним из главных условий реализации ГПИИР.
При этом специальные экономические и индустриальные зоны являются
ключевыми элементами инфраструктурной поддержки индустриализации.
Приоритетной задачей в рамках Программы является завершение
строительства инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» и «Хоргос-Восточные ворота».
Для управления СЭЗ будут привлекаться профессиональные компании
международного уровня, что позволит повысить эффективность управления
СЭЗ и сделать их привлекательными для инвесторов.
В период с 2015 по 2019 годы на территории СЭЗ «НИНТ» будут
реализованы крупные нефтегазохимические проекты по производству:
1) полипропилена мощностью 500 тыс. тонн в год (1-ая фаза) на базе
завода интегрированного газохимического комплекса;
2) полиэтилена мощностью 800 тыс. тонн в год (2-ая фаза) на базе завода
интегрированного газохимического комплекса;
3) полимерной продукции мощностью: биаксиально-ориентированная
полипропиленовая пленка - 14 738 тонн/год, полиэтиленовая пленка - 4 125
тонн/год, полиэтиленовые мешки - 48 млн. штук.
В настоящее время готовность инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» составляет
6%. Для завершения строительства инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» к 2018
году будут выполнены работы по строительству внутриплощадочных и
внешнеплощадочных объектов общезаводской инфраструктуры, а также
объектов производственной инфраструктуры, таких как единая
газотурбинная электростанция, комплексы по водоочистке и водоподготовке,
единая установка производства технических газов.
При необходимости и с учетом эффективного использования средств
Национального фонда, выделенных в 2014-2015 годах, для дальнейшего
строительства инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» будет проработан вопрос
дополнительного финансирования при распределении объема
финансирования настоящей Программы на 2017 год.
Строительство инфраструктуры СЭЗ «НИНТ» позволит привлечь порядка
1,8 триллиона тенге инвестиций в нефтегазохимическую отрасль и создать
порядка 1,5 тыс. постоянных рабочих мест на этапе эксплуатации, также
более 5 тыс. рабочих мест на этапе строительства.
В логистической зоне СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» будет построен
«Сухой порт», который будет обслуживать железнодорожные составы из
Китая с узкой колеей и казахстанские железнодорожные составы с широкой
колеей. Железнодорожные пути, ведущие внутрь и наружу «Сухого порта»,
будут выходить из территории через путепровод, пересекая автомагистраль
«Западная Европа - Западный Китай».
В 2014 году был запущен первый пусковой комплекс проекта СЭЗ
«Хоргос-Восточные ворота» (сухой порт и прилегающая к нему
логистическая инфраструктура).
В 2015 году будет завершено строительство инфраструктуры СЭЗ
«Хоргос-Восточные ворота», в том числе будут выполнены строительно-
монтажные работы по созданию терминалов для обработки
железнодорожных грузов, инфраструктурных объектов логистических и
индустриальных зон.
Строительство инфраструктуры СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота»
позволит увеличить перевозку грузов до 4 млн. тонн в год, привлечь частные
инвестиции порядка 37 млрд. тенге и увеличить количество постоянно
занятого населения до 6 тыс. человек.
В рамках строительства инфраструктуры других СЭЗ в период с 2015 по
2018 годы будет проработан вопрос по завершению строительства
инфраструктуры СЭЗ «Павлодар», СЭЗ «Морпорт Актау», СЭЗ «Парк
инновационных технологий», СЭЗ «Астана - новый город».
Финансирование строительства инфраструктуры данных СЭЗ будет
осуществляться в плановом порядке за счет средств республиканского
бюджета.
Политика развития индустриальных зон будет учитывать региональную
специализацию, принцип кластерного развития и возможности местного
бизнеса.
Местные исполнительные органы для создания индустриальных зон
разрабатывают технико-экономическое обоснование с учетом структуры
экономики региона. Для создания инфраструктуры индустриальных зон
местными исполнительными органами будет проработан вопрос их
финансирования из местного бюджета.
При этом отдельные проекты создания индустриальных зон могут быть
софинансированы из республиканского бюджета на конкурсной основе.
В целях эффективного управления индустриальными зонами местными
исполнительными органами на конкурсной основе будут привлекаться
управляющие компании, которым будут установлены критерии оценки
эффективности их деятельности по привлечению инвестиций и обеспечению
деятельности индустриальных зон. Для привлечения управляющих компаний
будет рассмотрен вопрос передачи им земельных участков в доверительное
управление.
В целях развития туризма будут реализованы мероприятия по созданию
инфраструктуры туризма, направленные на дальнейшее развитие въездного и
внутреннего туризма. Данные меры будут направлены на удовлетворение
спроса посетителей в качественном отдыхе в приоритетных курортных зонах
Алаколь, Кендерли, Балхаш, а также рекреационных зонах Каркаралы,
Баянауыл и др.
Для развития инфраструктуры туристских кластеров будут проработаны
вопросы по ремонту и реконструкции автомобильных дорог, ведущих к
природным достопримечательностям и объектам историко-культурного
наследия, модернизации существующей железнодорожной инфраструктуры,
модернизации существующих и строительству новых аэропортов, созданию
условий для развития малой авиации, а также продолжится реализация ранее
начатых проектов.
Для реализации проектов по развитию туризма в текущем году будет
разработан План обеспечения транспортной доступности и инженерной
инфраструктуры туристских объектов, а также их продвижения на
внутреннем и внешнем рынках.
В рамках данного плана будут проработаны механизмы реализации и
источники финансирования конкретных проектов инфраструктуры туризма, в
том числе за счет средств республиканского и местного бюджетов.
Также, в целях дальнейшего институционального развития сферы туризма
будут проработаны следующие меры:
расширение перечня стран по безвизовому въезду в Казахстан. Можно
проработать вопрос введения безвизового режима в отношении стран ОЭСР.
Согласно данным Всемирной туристской организации ООН (ЮНВТО), такие
меры позволят увеличить въездной туризм до 30%. К примеру, соседний
Кыргызстан в 2012 году ввел безвизовый режим для 44 стран, что увеличило
въездной туризм в страну на 64%. В Грузии безвизовый режим действует для
граждан 94 государств;
внедрение 72-часовых транзитных виз в международных аэропортах
страны, например, в аэропортах городов-хабов. Данная мера широко
применяется в мире и позволяет использовать транзитный потенциал страны
в туристских целях;
снижения административных барьеров в сфере туризма;
повышения инвестиционной привлекательности объектов туризма.
5.3. Развитие энергетической инфраструктуры
Важнейшей задачей укрепления единой системы энергообеспечения
страны является развитие системообразующей национальной электрической
сети (НЭС).
В целях повышения надежности электроснабжения Восточно-
Казахстанского и Алматинского регионов и усиления транзита в направлении
«Север-Юг» АО «KEGOC» реализуется проект «Строительство транзита 500
кВ Север-Восток-Юг».
Это позволит связать энергообеспечение северного, восточного и южного
регионов страны, снизить зависимость от внешних поставщиков и
эффективно перераспределять энергию в случае дефицита, кроме того,
положительно отразится на стоимости электричества, что, в свою очередь,
скажется на снижении стоимости товаров, работ и услуг в экономике.
Данный проект будет осуществлен в два этапа:
1) 1-й этап - строительство линии электропередачи напряжением 500 кВ в
направлении Восточно-Казахстанской области от ПС Экибастузская через
ПС Семей до ПС Усть-Каменогорская. Место реализации проекта -
Павлодарская и Восточно-Казахстанская области Республики Казахстан.
Срок реализации проекта 2011 - 2017 гг.;
2) 2-й этап - строительство линии электропередачи напряжением 500 кВ
Семей - Актогай - Талдыкорган - Алма. Место реализации проекта -
Восточно-Казахстанская и Алматинская области Республики Казахстан. Срок
реализации проекта 2012-2018 годы.
С вводом транзита 500 кВ Север-Восток-Юг допустимый переток по
линиям электропередачи между севером и югом Казахстана составит около
2100 МВт (порядка 14 млрд. кВт*ч в год).
В результате реализации проекта «Строительство транзита 500 кВ Север-
Восток-Юг» ожидаются:
увеличение транзитного потенциала НЭС в направлении Север-Юг
Казахстана с 1350 МВт до 2100 МВт (прирост 750 МВт), усиление связи
восточной зоны с ЕЭС Казахстана;
создание условий для электрификации участков железной дороги
(Актогай - Мойынты, Актогай - Алматы, Актогай - Достык);
создание условий для развития приграничных территорий и увеличение
освоения потенциала возобновляемой энергии (Джунгарские ворота и др.).
Строительство новых высоковольтных линий обеспечит условия для
электроснабжения перспективной нагрузки Актогайского ГОК и других
предприятий промышленности.
На период строительства высоковольтной линии (далее - BЛ) «Экибастуз
- Семей - Усть-Каменогорск» будут созданы 747 рабочих мест, на период
эксплуатации - 32 рабочих места. На период строительства BЛ «Семей -
Актогай - Талдыкорган - Алма» будут созданы 1114 рабочих мест, на период
эксплуатации - 65 рабочих мест.
5.4. Модернизация (реконструкция и строительство) жилищно-
коммунального хозяйства
Для решения проблемы по снижению износа систем тепло-,
водоснабжения и водоотведения, а также ремонта и замены
теплопроизводящих мощностей будет принят комплекс мер по модернизации
(реконструкции и строительству) жилищно-коммунального сектора.
Для этого будут разработаны обоснования целесообразности вложения
инвестиций в развитие систем теплоснабжения, а также определены
критерии отбора и приоритетность реализации проектов в регионах.
Будет модернизировано порядка 1 тыс. км сетей теплоснабжения и около
6 тыс. км сетей водоснабжения и водоотведения с наибольшими потерями и
аварийностью.
В целях эффективной реализации проектов по модернизации
(реконструкции и строительству) систем тепло-, водоснабжения и
водоотведения будут осуществлены следующие мероприятия:
1) разработка и утверждение эффективных схем теплоснабжения городов
и населенных пунктов;
2) финансирование разработки предпроектных и проектно-сметных
документаций за счет средств республиканского бюджета по технически
сложным объектам систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также
типовых проектов и проектных решений;
3) внедрение эффективных тарифов, обеспечивающих рентабельную
работу эксплуатационных предприятий, покрывающих инвестиции на
реализацию среднесрочных и долгосрочных инвестиционных программ;
4) разработка типовых проектов по котельным для различных видов
топлива, обязательное проведение технологического обследования
котельных в целях дальнейшего перехода на энергоэффективное котельное
оборудование, а также проработка вопроса по использованию
когенарационных систем и созданию в регионах единой организации по
координации в части сопровождения и обслуживания котельных мощностью
до 100 Гкал/час, а также водоснабжению и водоотведению (единый
оператор).
Модернизация (реконструкция и строительство) систем тепло-,
водоснабжения и водоотведения будет сопровождаться институциональным
развитием сектора с выработкой единой технической политики, в том числе
по применяемым материалам, оборудованию и технологиям. Также будут
внедрены ключевые индикаторы оценки для предприятий, унифицированы
нормы потребления.
Финансирование проектов в сфере модернизации (реконструкции и
строительства) систем тепло-, водоснабжения и водоотведения будет
осуществляться за счет средств целевого трансферта из Национального
фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет для предоставления
бюджетных кредитов и субсидий, займов МФО и других источников.
Кредитование проектов из республиканского бюджета за счет средств
Национального фонда Республики Казахстан будет осуществлено через
механизм бюджетного кредитования, где МИО определены заемщиками,
конечными заемщиками-исполнителями проектов будут предприятия в сфере
ЖКХ, поверенным (агентом) - АО «Казцентр ЖКХ».
Отбор инвестиционных проектов в рамках решения задач социальной
политики государства в сфере ЖКХ, направленных на жизнеобеспечение
населения, улучшение уровня и качества их жизни, будет осуществлен
рабочей группой, созданной уполномоченным органом в области
коммунального хозяйства.
По проектам, предполагаемым к совместному финансированию с МФО,
АО «КазЦентрЖКХ» будет осуществлять координацию с МФО по вопросам
подготовки проектов в ЖКХ, структурирования схемы финансирования и
реализации проектов.
Для реализации механизма возвратного финансирования проектов будет
проработан вопрос внесения соответствующих изменений в действующее
законодательство Республики Казахстан. При необходимости АО
«КазЦентрЖКХ» будет определено финансовым агентством. Условия
финансирования проектов, подходы по установлению ставки вознаграждения
заемщиков и конечных заемщиков будут определены Правительством
Республики Казахстан.
В целях проведения ускоренной модернизации за счет привлечения
заемных средств, в том числе МФО, государством будут предоставляться
инфраструктурные гранты (субсидии) из республиканского бюджета в сфере
модернизации (реконструкции и строительства) систем тепло-,
водоснабжения и водоотведения.
Приоритетное право на получение инфраструктурного гранта (субсидий)
будут иметь субъекты естественных монополий, реализующие проекты с
привлечением средств МФО.
Для реализации механизма предоставления инфраструктурных грантов
(субсидий) будет проработан вопрос внесения соответствующих изменений в
действующее законодательство Республики Казахстан. Оператором по
предоставлению инфраструктурного гранта (субсидий) будет являться АО
«КазЦентрЖКХ». При этом инфраструктурные гранты (субсидии) будут
направляться на финансирование технического сопровождения проектов,
капитальных затрат при реализации проектов, в том числе материалов и
оборудования. Кроме того, будет проработан вопрос субсидирования
тарифов на услуги систем тепло-, водоснабжения и водоотведения.
В результате реализации данных мер до 2020 года:
1) произойдут снижение износа сетей тепло-, водоснабжения,
водоотведения с 67% до 53% и улучшение качества услуг, предоставляемых
потребителям;
2) будет запущен процесс коммерциализации отрасли за счет применения
принципов предельных тарифов и замещения целевых инвестиционных
трансфертов бюджетными кредитами и частным капиталом;
3) произойдет переход отрасли к единым техническим стандартам.
5.5 Укрепление жилищной инфраструктуры
По прогнозным данным ожидается рост урбанизации к 2050 году до 70%
(от нынешних 55%), при этом более 35% городского населения будет жить в
городах-хабах с населением свыше 2 млн. человек (Алматы, Астана,
Шымкент, Усть-Каменогорск).
В целях обеспечения потребности населения в жилье реализуется
Программа развития регионов до 2020 года, предусматривающая основные
направления жилищного строительства, в том числе:
1) арендное (коммунальное) жилье;
2) кредитное и арендное жилье системы жилстройсбережений;
3) арендное жилье АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына»;
4) арендное жилье АО «ИО «КИК»;
5) жилье частной собственности.
Для решения проблемы дефицита доступного жилья будут увеличены
объемы строительства арендного жилья, как наиболее перспективного и
доступного инструмента.
В этой связи будет укреплена жилищная инфраструктура путем
предоставления средств из Национального фонда Республики Казахстан на
развитие арендного жилья по линии АО «ИО «КИК».
В рамках настоящей Программы в 2015-2019 годы будет построено 1,4
млн. квадратных метров арендного жилья.
5.6. Развитие инфраструктуры в сфере образования
Обеспечение доступности качественных образовательных услуг будет
осуществляться через расширение инфраструктуры школьного образования,
дошкольного воспитания и обучения, модернизацию научно-технической
базы вузов.
В системе среднего образования за счет средств Национального фонда
взамен аварийных школ и для ликвидации обучения в три смены в регионах
будут построены и введены в эксплуатацию новые общеобразовательные
школы.
В целом, с учетом строительства школ за счет средств Национального
фонда, республиканского бюджета и местных бюджетов аварийные школы и
трехсменное обучение будут ликвидированы к 2018 году.
В дальнейшем местные исполнительные органы будут проводить работу
по обновлению инфраструктуры в сфере образования на постоянной основе,
в том числе в зависимости от увеличения численности населения, вызванного
демографическими и миграционными факторами.
Особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры в сфере
образования в городах-хабах и городах второго уровня.
В сфере дошкольного воспитания и обучения путем строительства
типовых детских садов будет расширена сеть дошкольных организаций.
Одновременно в организациях дошкольного воспитания и обучения будет
размещен государственный образовательный заказ. Реализация указанных
мероприятий наряду с мерами в рамках Государственной программы
развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы позволит
увеличить охват дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте от 3
до 6 лет в течение ближайших трех лет до уровня не менее 85 процентов.
Для этого в рамках Программы в 2015 - 2017 годах за счет средств
Национального фонда будут введены в эксплуатацию детские сады в
регионах, испытывающих наибольший дефицит в дошкольных организациях.
В сфере высшего образования при 10 вузах, определенных базовыми для
программы индустриально-инновационного развития, будут созданы 24
новые лаборатории по следующим направлениям: производство
строительных материалов, пищевая промышленность, металлургия,
машиностроение, технологические машины, энергетика, нефтехимия,
химическая промышленность. Все лаборатории будут соответствовать
международным стандартам.
Потенциал лабораторий будет использован при подготовке магистров
профильного направления по специальностям ГПИИР. Новейшее
оборудование позволит проводить практические и лабораторные занятия по
техническим дисциплинам на уровне современных требований.
Использование в образовательном научно-исследовательском процессе
современного лабораторного оборудования позволит активизировать участие
профессорско-преподавательского состава и студентов в научно-
исследовательских проектах.
Ожидается, что в период с 2015-2019 годы будет подготовлено более 7500
магистров, при этом акцент будет сделан на подготовку профильных
магистрантов, что позволит обеспечить потребности индустрии
высококвалифицированными кадрами в более сжатые сроки.
Подготовка магистров будет осуществляться на основе современных
профильных программ подготовки кадров, разработанных по опыту лучших
мировых вузов. Почти треть программы профильной магистратуры будет
уделена непрерывной производственной практике.
Практико-ориентированная программа обучения будет способствовать
подготовке вузами кадров с высоким уровнем навыков, востребованных
ключевыми работодателями в отраслях ГПИИР.
Будет создан научный парк Astana Business Campus 2 .
Согласно Стратегии развития основной задачей научного парка станет
консолидация крупных казахстанских и международных компаний,
высокотехнологичного малого и среднего бизнеса, стартапов, ученых,
изобретателей и финансистов для разработки новых инновационных
технологий и повышения конкурентоспособности отечественного бизнеса.
Ключевая роль научного парка заключается в привлечении и размещении
научно-инженерных подразделений крупных компаний. Первым «якорным»
проектом в Astana Business Campus станет геологический кластер. Далее
последуют кластер инфокоммуникационных технологий и кластер
инжиниринга. «Якорные» проекты обеспечат устойчивость и стабильное
развитие инновационного кластера.
На базе этих якорных проектов будет осуществляться реализация
научных и инновационных проектов Назарбаев Университета и других
научных организаций Казахстана.
Данная модель сотрудничества позволит выстроить взаимоотношения
науки и бизнеса, что приведет к созданию исследовательской
инфраструктуры, необходимой для получения научных результатов и
развития инновационно-технологического потенциала национальных
компаний.
На строительство научного парка Astana Business Campus будут
привлечены средства республиканского бюджета, а также инвестиции
крупных отечественных и зарубежных компаний-партнеров.
________________________
2 Мероприятия будут уточняться в соответствии с Законом Республики
Казахстан «О республиканском бюджете» на соответствующий год исходя из
возможностей бюджета
5.7. Поддержка субъектов предпринимательства
В целях стимулирования развития предпринимательства в 2015 году из
средств Национального фонда будут выделены средства на льготное
кредитование субъектов МСБ и крупного предпринимательства в
обрабатывающей промышленности.
В дополнение к этим мерам в период с 2015 по 2017 годы от МФО будут
привлечены кредитные линии в размере 155 млрд. тенге для последующего
финансирования субъектов МСБ.
Льготное кредитование субъектов МСБ и крупного предпринимательства
будет направлено на реализацию инвестиционных проектов, пополнение
оборотных средств и рефинансирование ранее выданных займов. Ставка
вознаграждения для конечного заемщика составит не более 6% годовых со
сроком кредитования не более 10 лет.
В результате такого кредитования субъектами предпринимательства
будут созданы более 4 000 новых рабочих мест, объем произведенной
продукции от текущих уровней будет увеличен на 150 млрд. тенге.
Операторами по предоставлению финансирования субъектам МСБ и
крупного предпринимательства будут АО «ФРП «Даму» и АО «БРК».
Непосредственное кредитование субъектов МСБ и крупного
предпринимательства будут осуществлять банки второго уровня.
Для этих целей будут использованы инструменты межбанковского
кредитования АО «ФРП «Даму» и АО «БРК».
Условия финансирования проектов МСБ и крупного
предпринимательства будут определены Правительством Республики
Казахстан.
Привлечение кредитных линий будет осуществляться у Всемирного
Банка, Европейского банка реконструкции и развития и Азиатского банка
развития. Займы МФО будут использованы акционерным обществом «ФРП
«Даму» и банками второго уровня на финансирование инвестиционных
целей и пополнение оборотных средств в рамках реализации проектов
субъектов МСБ без отраслевых ограничений.
Кредитованию не будут подлежать проекты МСБ, реализация которых
влечет нанесение существенного вреда окружающей среде. Выбор проектов
для кредитования будут осуществляться банками второго уровня в
соответствии с внутренними регламентами и требованиями МФО.
Привлечение кредитных линий будет способствовать стимулированию
развития МСБ посредством предоставления дополнительного
финансирования субъектам МСБ для реализации новых инициатив,
расширения существующего перечня товаров и услуг, улучшения их качества
и повышения экономической эффективности производства.
Условия финансирования проектов МСБ по займам МФО будут
определены в соответствующих соглашениях о займах.
5.8. Институциональное развитие
Проведение структурных реформ в экономике будет осуществляться в
сотрудничестве с МФО (Группа Всемирного Банка, Европейский Банк
Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк
Развития), которыми будет оказываться финансовая и техническая
поддержка Республике Казахстан согласно рамочных соглашений о
партнерстве между Правительством Республики Казахстан и МФО.
Основной целью рамочных соглашений является оказание содействия
Правительству Республики Казахстан в проведении реформ по
диверсификации экономики и повышению конкурентоспособности
посредством:
1) развития финансового сектора;
2) усиления роли частного сектора в экономике, развития малого и
среднего бизнеса и совершенствования делового климата;
3) стимулирования развития науки и инноваций;
4) развития человеческого капитала, развития рынка труда;
5) привлечения инвестиций в экономику и развития ГЧП;
6) устойчивого экологического развития регионов и повышения
энергоэффективности, развития транспортной инфраструктуры;
7) оказания поддержки в проведении институциональных реформ;
8) оказания поддержки в региональном развитии и интеграции.
В реализацию вышеуказанной цели Правительством Республики
Казахстан совместно с МФО определен перечень проектов для реализации в
2015 - 2020 годы, которые направлены на развитие МСБ, финансового
сектора, ЖКХ и транспортной инфраструктуры, электроэнергетики,
возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности,
проведение институциональных реформ.
В финансовом секторе сотрудничество с МФО будет заключаться в
получении технической помощи в области совершенствования
регулирования банковской деятельности в части требований к достаточности
собственного капитала банков на основе внедрения стандартов «Basel III»,
IRB-подхода Базельского комитета по банковскому надзору, а также
совершенствования регулирования деятельности на рынке ценных бумаг и
повышения ликвидности фондового рынка.
В сфере развития МСБ реформы будут направлены на выравнивание
условий для развития и повышения конкурентоспособности субъектов МСБ,
в том числе на поддержку и развитие женского предпринимательства,
улучшение доступности финансирования для субъектов МСБ, повышение
компетенций субъектов МСБ по вопросам ведения бизнеса,
методологическое сопровождение улучшения эффективности
государственного регулирования предпринимательской деятельности.
В сфере развития человеческого капитала, развития науки и инноваций
реформы будут направлены на построение в Казахстане экономики знаний,
которая будет являться двигателем роста, диверсификации и повышения
конкурентоспособности экономики.
Основной задачей реформ в данной сфере является повышение научного
потенциала, эффективности национальной инновационной системы и ее
основных институтов.
В сфере развития рынка труда основными задачами проводимых реформ
будут являться преодоление разрыва между спросом на трудовые ресурсы со
стороны работодателей и предложением на рынке труда, повышение
качества трудовых ресурсов.
Для этого будет создана новая система квалификаций, разработаны
профессиональные стандарты и образовательные программы, отвечающие
современным требованиям рынка труда.
Совместно с центральными государственными органами и МИО будет
уточнено количество реализуемых проектов в рамках каждого направления
Программы и создаваемых рабочих мест в разрезе отраслей и регионов, а
также в разрезе профессий/должностей на периоды строительства и
эксплуатации.
МИО в рамках реализации инфраструктурных проектов будут
обеспечивать:
1) создание новых рабочих мест;
2) предоставление лицам из числа безработного, самозанятого и
малообеспеченного населения, проживающим, в том числе с временной
регистрацией, в районе (в городе), где реализуется инфраструктурный
проект, не менее 10% рабочих мест при строительстве, не менее 15% рабочих
мест при текущем и капитальном ремонте, благоустройстве по направлению
центров занятости населения. В случае отсутствия необходимых трудовых
ресурсов в данном районе (городе), где реализуется инфраструктурный
проект, привлечение извне допускается при условии письменного согласия
центров занятости населения районов (городов).
В сфере стимулирования инвестиций и ГЧП реформы будут направлены
на повышение привлекательности ГЧП проектов и их широкое применение.
Сотрудничество с международными институтами будет заключаться в
привлечении технической помощи для подготовки предложений по
институциональной и нормативной реформе, а также финансирования и
реализации пилотных проектов ГЧП.
В сфере устойчивого экологического развития, развития зеленой
экономики и повышения энергоэффективности усилия будут направлены на
восстановление окружающей среды, снижение уровня выбросов и сбросов в
окружающую среду, развитие использования экологически чистых
технологий, развитие возобновляемых источников энергии, увеличение их
доли в энергетическом балансе.
Основной целью реализации проектов по данному направлению будет
являться содействие устойчивому экологическому развитию и переходу
Республики Казахстан к «зеленой экономике» путем минимизации нагрузки
на окружающую среду.
В рамках проведения институциональных реформ сотрудничество с МФО
будет направлено на повышение эффективности государственного аппарата
путем внедрения в практику государственного управления подходов,
использующихся в бизнес-среде, в том числе ориентацию на клиента,
управление и бюджетирование по результатам.
В сфере регионального сотрудничества и интеграции международными
институтами развития будет оказываться техническая поддержка по
вступлению Казахстана в ВТО в части соответствия Республики Казахстан
требованиям данной организации, нивелирования и снижения негативных
последствий вступления в ВТО для отечественных предпринимателей, в
частности, сельхозтоваропроизводителей.
Реализация совместных проектов будет осуществляться в соответствии с
законодательством Республики Казахстан и требованиями МФО с целью
обеспечения соответствия проектов международным стандартам, стандартам
контроля качества и обеспечения контроля за целевым использованием
выделяемых на реализацию проектов средств.
Новые антикризисные меры на 2015 год
5.9. Развитие отечественного машиностроения (производство
автомобилей, вертолетов «Еврокоптер» и пассажирских вагонов
«Тулпар Тальго»)
Отрасль машиностроения характеризуется высоким мультипликативным
эффектом для развития смежных отраслей. Поддержка секторов
отечественного машиностроения позволит максимально удовлетворить
потребности внутреннего рынка и расширить экспорт машиностроительной
продукции за счет увеличения производства конечной продукции с высокой
добавленной стоимостью.
Вместе с тем развитие секторов машиностроения станет импульсом для
подготовки высококвалифицированных инженерных кадров, позволит
увеличить инвестиционную активность и производительность труда в
отрасли, а также наладить новые технологические связи со странами
ближнего и дальнего зарубежья. Это в свою очередь позволит создать
кластерный эффект и импульс для развития смежных производств, МСБ.
В условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры поддержка
отечественных производителей автомобилей, вертолетов и пассажирских
вагонов позволит сохранить объемы производства и количество рабочих
мест.
В этой связи, в целях поддержки инициатив и проектов бизнеса будет
повышена доступность финансирования для субъектов предпринимательства
и стимулирования покупательского спроса на отечественные автомобили,
вертолеты и пассажирские вагоны, будут предоставлены долгосрочные
льготные кредитные ресурсы через АО «БРК» за счет возвратных средств
Национального фонда.
Поддержку отечественных автопроизводителей планируется осуществить
через механизмы обусловленного и лизингового финансирования.
В рамках обусловленного финансирования через банки второго уровня
средства Национального фонда будут направлены на кредитование
физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей -
покупателей легкового автотранспорта отечественного производства
(сборки).
Основные условия кредитования для конечных заемщиков:
1) срок кредитования - не более 5 лет;
2) валюта кредитования - тенге;
3) номинальная ставка вознаграждения - не более 6,0% годовых.
Лизинговое финансирование в рамках поддержки отечественных
автопроизводителей будет осуществляться через дочернюю организацию АО
«БРК» - АО «БРК-Лизинг» на следующих основных условиях для конечных
заемщиков:
1) предмет лизинга - автотранспортные средства и автотехника
специального назначения, за исключением сельскохозяйственной техники
(далее - автотранспортные средства);
2) лизингополучатель - юридические лица, юридические лица,
приобретающие в лизинг автотранспортные средства;
3) срок лизинга - от 3 до 5 лет;
4) номинальная ставка вознаграждения - не более 4% годовых;
5) валюта финансирования - тенге.
Поддержка производства отечественных вертолетов «Еврокоптер» будет
осуществляться через дочернюю организацию АО «БРК» - АО «БРК-
Лизинг». Основные условия лизингового финансирования для конечных
заемщиков:
1) срок лизинга - до 20 лет;
2) номинальная ставка вознаграждения - не более 4,0% годовых в тенге;
3) валюта финансирования - тенге.
Поддержка отечественных производителей автомобилей и вертолетов
обеспечит импортозамещение иностранной продукции на внутреннем рынке
продукцией отечественного производства.
Поддержка производства отечественных пассажирских вагонов «Тулпар
Тальго» будет осуществляться путем кредитования через АО «БРК» и/или
лизинговое финансирование акционерного общества «НК «КТЖ» и/или его
дочерних организаций через акционерное общество «БРК-лизинг».
Основные условия предоставления кредитных ресурсов для конечных
заемщиков:
1) номинальная ставка вознаграждения по лизингу составит до 4%
годовых, по займу до 6% годовых;
2) срок финансирования - до 20 лет;
3) валюта кредитования - тенге.
Производство пассажирских вагонов позволит сохранить объем
производства отечественных вагонов, увеличить конкурентоспособность
казахстанского железнодорожного транспорта путем обновления парка и
снижения дефицита пассажирских вагонов, повышения уровня безопасности
движения поездов и комфорта пассажиров, а также сокращения времени
следования поездов в пути.
5.10. Стимулирование предэкспортного и экспортного финансирования
В условиях высокой зависимости экономики страны от экспорта
сырьевых товаров и колебания их цены на международных товарных рынках
необходимо оказать комплексную поддержку действующим и
потенциальным отечественным предприятиям-экспортерам несырьевого
сектора экономики для увеличения объемов и расширения географии
экспорта казахстанской продукции.
Поддержка экспорта также важна в контексте установления деловых
связей и увеличения собственной конкурентоспособности в рамках ЕАЭС и
перед вступлением в ВТО.
Целевой группой поддержки будут субъекты среднего и крупного
предпринимательства, осуществляющие экспорт отечественных товаров, и
нерезиденты, осуществляющие импорт продукции, выпускаемой на
территории Республики Казахстан.
Поддержка экспортеров будет осуществляться за счет средств
Национального фонда путем предоставления предэкспортного и экспортного
кредитования в соответствии с требованиями АО «БРК» и/или АО «БРК-
Лизинг», в том числе через кредитование финансовых
институтов/организаций импортера (нерезидента) продукции, выпускаемой
на территории Республики Казахстан, на следующих основных условиях:
1) номинальная ставка вознаграждения - не более 6,0% годовых;
2) срок кредитования/лизинга - в зависимости от структуры сделки, но не
более 20 лет;
3) валюта кредитования/лизинга - тенге или иная валюта в зависимости от
условий сделки.
Условия финансирования проектов отечественных производителей и
экспортеров в рамках данной Программы будут определены Правительством
Республики Казахстан.
Поддержка экспортеров позволит обеспечить дальнейшее развитие
несырьевого экспорта с акцентом на продукцию с высокой добавленной
стоимостью, выйти на новые перспективные ниши для экспорта
обработанной продукции.
5.11. Дополнительная поддержка АПК
В целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственных
товаропроизводителей за счет средств Национального фонда будет увеличен
объем средств финансовой поддержки АПК, направленной на:
субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым
обязательствам в рамках направления по финансовому оздоровлению
субъектов АПК (выделенные средства позволят увеличить объем
финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей с
312 до 500 млрд. тенге, а также повысить финансовую устойчивость,
конкурентоспособность субъектов АПК, снизить их кредитную нагрузку в
условиях особого экономического периода);
возмещение ставки вознаграждения по кредитам (лизингу) на поддержку
сельского хозяйства (данная мера позволит увеличить кредитование СХТП
на сумму порядка 60 млрд. тенге в 2015 году);
развитие племенного животноводства, повышение продуктивности и
качества продукции животноводства.
Это позволит обеспечить повышение конкурентоспособности продукции
отечественных животноводческих и птицеводческих предприятий в условиях
региональной интеграции, сохранение уровня роста производства
животноводческой и птицеводческой продукции в агроформированиях, в том
числе по молоку - 15%, мясу - 10%, яйцам - 1%, сохранение рабочих мест на
птицеводческих предприятиях, где занято более 12 тысяч трудоспособного
населения сельской местности.
Выделение дополнительного объема финансирования будет
осуществляться в соответствии с правилами, регламентирующими порядок и
механизм вышеуказанных видов предоставляемых субсидий, утвержденными
в установленном порядке в рамках реализации Программы «Агробизнес-
2020».
5.12. Реализация начатых проектов кредитного жилья и защита
долевых вкладов
Для увеличения строительства кредитного жилья по линии программ АО
«Жилстройсбербанк Казахстана» в рамках Программы «Развитие регионов
до 2020 года» будут завершены ранее начатые объекты по строительству
жилья МИО.
Это позволит завершить строительство 240,6 тыс. квадратных метров
кредитного жилья для населения по системе жилищных строительных
сбережений.
В этих целях МИО будут выделены средства Национального фонда через
механизм бюджетного кредитования.
Условия предоставления и возврата средств будут определены в
соответствии с действующим бюджетным законодательством Республики
Казахстан.
Также будут приняты меры по расширению возможностей граждан в
приобретении коммерческого жилья и повышению защищенности
жилищных сбережений и вкладов граждан в долевое участие жилищного
строительства.
Для развития системы долевого жилищного строительства будут
внедрены механизм гарантирования долевых вкладов дольщиков и институт
их страхования.
В этих целях будет создана специализированная организация на базе
существующего АО «КФГИК», которая будет предъявлять
квалификационные требования к участникам долевого строительства по
финансовой устойчивости, наличию опыта и внедрять механизмы контроля
за целевым использованием денег дольщиков через инжиниринговые
компании.
Для обеспечения реализации механизма гарантирования долевых вкладов
будет осуществлена капитализация АО «КФГИК» за счет средств
Национального фонда.
Введение механизма гарантирования позволит привлечь дополнительные
инвестиции в строительство жилья и значительно снизить риски участия
граждан в долевом строительстве.
5.13. Подведение инфраструктуры для проектов Дорожной карты
бизнеса - 2020
Подведение недостающей инфраструктуры при реализации проектов в
рамках Дорожной карты бизнеса - 2020 будет осуществляться к проектам,
направленным на создание новых производств, модернизацию и расширение
действующих производств. При этом обязательным условием
финансирования таких проектов будет являться их запуск после подведения
недостающей инфраструктуры.
Финансирование проектов будет осуществляться при обязательном
софинансировании из средств местного бюджета.
Из Национального фонда будут выделены средства на оказание
поддержки субъектам предпринимательства для подведения недостающей
инфраструктуры.
В рамках Программы будет осуществлено подведение инфраструктуры к
индустриальным зонам в Актюбинской, Кызылординской и Южно-
Казахстанской областях.
Подведение инфраструктуры к индустриальным зонам обусловлено
высокой экономической эффективностью и организационными условиями
для развития предпринимательства в силу концентрации взаимосвязанных
производств на одной территории. Это позволит обеспечить более широкий
круг субъектов предпринимательства необходимой инфраструктурой.
По отдельным проектам будет обеспечено подведение недостающей
инфраструктуры субъектам предпринимательства, которая позволит
запустить более 40 объектов субъектов частного предпринимательства,
относящихся к различным сферам предпринимательской деятельности.
Средства будут направлены целевыми трансфертами местным бюджетам
для последующего финансирования инфраструктурных проектов. Целевые
показатели по каждому проекту будут отражены в межбюджетных
соглашениях, заключаемых между администраторами соответствующих
бюджетных программ.
5.14. Развитие инфраструктуры качества продукции
Целью развития лабораторной базы являются реализация требований
технических регламентов Таможенного союза, выпуск конкурентоспособной
и качественной продукции, обеспечение достоверности проведения процедур
сертификации и снижение стоимости услуг по сертификации, исключение
зависимости от испытательной базы зарубежных стран.
Для решения проблем недостаточности испытательной базы за счет
средств Национального фонда будут обеспечены расширение и дооснащение
действующих испытательных лабораторий в легкой и химической
промышленности, металлургии, области пожарной безопасности и
гражданской обороне, а также ветеринарии.
В результате расширения и дооснащения действующих испытательных
лабораторий будут дооснащены 60 региональных ветеринарных лабораторий
современным оборудованием, будет создана испытательная база для оценки
соответствия требованиям новых ТР ТС в области пожарной безопасности и
безопасности химической продукции.
Развитие инфраструктуры качества продукции позволит обеспечить
безопасность и повысить конкурентоспособность отечественной продукции
для проведения гибкой внешней торговой политики и оптимизировать
расходы субъектов предпринимательства, связанные с необходимостью
подтверждения соответствия качества продукции в странах ЕАЭС.
5.15. Геологическое изучение перспективных участков
Активизация геологоразведочных работ обусловлена существующими
проблемами по невосполнению запасов полезных ископаемых, в первую
очередь, цветных металлов и золота, актуальностью технологического
совершенствования геологических исследований, научного обеспечения
геологоразведочного процесса, улучшению инвестиционного климата в
отрасли.
Геологоразведочные работы будут проводиться за счет средств,
выделенных из Национального фонда. Государственное геологическое
изучение недр будет осуществляться в соответствии с действующим
законодательством Республики Казахстан по следующим направлениям.
Региональные геофизические исследования (геотраверсы).
В 2015 году планируется начало работ по объекту «Комплексные геолого-
геофизические исследования по опорным региональным профилям
(геотраверсы) в Сырдарьинском осадочном бассейне - 2 геотраверса».
Работы рассчитаны на 3 (три) года в период с 2015-2017 годы и будут
осуществляться из расчета начало/продолжение/завершение работ - 30/50/20
(в процентном эквиваленте) соответственно.
Целью проведения комплексных геолого-геофизических исследований по
опорным региональным профилям в Сырдарьинском осадочном бассейне
являются изучение глубинного строения бассейна, выделение структурно-
вещественных комплексов в осадочном чехле и региональная оценка
нефтеперспективности территории на основе комплексной интерпретации
геолого-геофизических данных.
С использованием современных технологий сбора геофизических данных
и их интерпретации будут решены следующие геологические задачи:
изучение геологического строения осадочного чехла, кристаллического
фундамента и более глубоких слоев земной коры, получение дополнительной
информации о процессах генерации и миграции углеводородов,
формировании зон нефтегазонакопления и региональной оценке
перспективности территорий, благоприятных для обнаружения и
локализации месторождений углеводородного сырья.
Поисковые, поисково-оценочные работы.
Состояние минерально-сырьевой базы страны, обеспеченность запасами
полезных ископаемых предприятий горнорудного комплекса требуют
наращивания объемов поисковых и поисково-оценочных работ,
направленных на выявление новых месторождений минерального сырья.
Замедление темпов проведения геологоразведочных работ может привести к
понижению минерально-сырьевого потенциала республики и уменьшению
притока финансовых средств как от отечественных, так и зарубежных
инвесторов.
Решением данной проблемы являются увеличение объемов, как
региональных геологических исследований, так и проведение поисковых,
поисково-оценочных работ на твердые полезные ископаемые.
Поисковые работы на углеводородное сырье (бурение опорно-
параметрических скважин).
В 2015 году будет проведена работа по следующим объектам:
бурение опорно-параметрической скважины на территории Южно-
Казахстанской области Шардаринского района глубиной 4000 м.;
бурение опорно-параметрической скважины на территории
Кызылординской области Кармакшинского района глубиной 3500 м.
Работы будут осуществляться в период с 2015-2016 годы из расчета
начало/завершение работ - 70/30 (в процентном эквиваленте),
соответственно.
Параметрические скважины бурятся в целях изучения глубинного
геологического строения и сравнительной оценки перспектив возможных зон
нефтегазонакопления, выявления наиболее перспективных районов для
детальных геолого-поисковых работ, а также получения необходимых
сведений для уточнения результатов сейсмических и других геофизических
исследований.
Поисково-разведочные работы на геотермальные воды.
Возрастающая потребность в топливно-энергетических ресурсах,
истощаемость традиционных видов энергоресурсов и связанное с этим
удорожание органического топлива, а также экологические проблемы
предопределяют использование геотермальной энергии земной коры
(геотермальные воды) и отнесение их к стратегическим ресурсам.
Учитывая актуальность использования геотермальных вод, в 2014 году
разработан и утвержден проект на поисково-разведочные работы на
геотермальные подземные воды на участке Жаркунак Жаркентского бассейна
Алматинской области с целью оценки эксплуатационных запасов
термальных вод для использования их в теплоэнергетических целях.
В результате проведенных работ будут выявлены перспективные
площади, участки, объекты, по которым будут оценены прогнозные ресурсы
основных видов полезных ископаемых. На перспективных площадях будет
получен прирост запасов основных видов полезных ископаемых, в том числе
золота, меди, полиметаллов.
По итогам бурения опорно-параметрических скважин будут выявлены
наиболее перспективные зоны нефтегазонакопления и начата подготовка их к
детальным геолого-геофизическим исследованиям и поисковому бурению.
6. Этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на пять лет в период с 2015 по 2019
годы, в том числе:
на I этапе - в 2015-2017 годах продолжится реализация проектов в
транспортно-логистическом секторе, будут осуществляться мероприятия по
строительству индустриальной и энергетической инфраструктуры,
модернизации (реконструкции и строительству) систем тепло-,
водоснабжения и водоотведения, строительству и вводу в эксплуатацию
арендного жилья, в том числе по линии жилстройсбережений.
Будет расширена инфраструктура образования и сформирована
материально-техническая база вузов.
Будет функционировать научный парк Назарбаев Университета Astana
Business Campus.
Будут осуществлены подготовка проектов по институциональному
развитию и подписание соглашений с МФО по их реализации.
В рамках реализации новых антикризисных мер в 2015 году будут
осуществлены поддержка отечественного машиностроения, экспортеров,
АПК путем предоставления финансовых инструментов (кредит, лизинг,
субсидия) на льготных условиях, подведение необходимой инфраструктуры
для реализации проектов Дорожной карты бизнеса-2020, оснащение
испытательных лабораторий и заключены контракты на геологоразведку
перспективных участков недр.
В 2015-2016 годах будет осуществлена капитализация АО «Казахстанский
фонд гарантирования ипотечных кредитов» для реализации механизма
гарантирования долевых вкладов;
на II этапе - в 2018 - 2019 годах будут завершены инфраструктурные
проекты в секторах транспорта, энергетики и индустрии, а также
модернизации (реконструкция и строительство) систем тепло-,
водоснабжения и водоотведения.
Будет завершено строительство запланированного объема арендного
жилья.
Будет продолжено строительство индустриальной инфраструктуры.
Будет осуществлена подготовка высококвалифицированных кадров для
приоритетных отраслей экономики.
Будет продолжена реализация институциональных проектов совместно с
МФО.